×
О возможности оспорить сделку с аффилированным лицом при банкротстве (Комментарий к Определению ВС РФ от 29.06.2023 № 305-ЭС23-5107)

О возможности оспорить сделку с аффилированным лицом при банкротстве (Комментарий к Определению ВС РФ от 29.06.2023 № 305-ЭС23-5107)

04.07.2023

Как представляется, дело обоснованно передано для рассмотрения в заседании коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Сложно согласиться с буквальным толкованием п. 1 ст. 61.1 Закона о банкротстве, содержащимся в постановлении суда округа. Подход первой инстанции видится более правильным.

Так, Арбитражный суд г. Москвы сослался на п. 7 ст. 213.6 Закона о банкротстве и позицию ВС РФ из определения от 18.12.2017 № 305-ЭС17-12763, согласно которой в деле о банкротстве могут быть оспорены любые юридические факты, влияющие на размер конкурсной массы должника.

В случае реализации доли, принадлежащей супругу должника в продавце по оспариваемой сделке, часть стоимости доли была бы включена в конкурсную массу должника. То есть, если оспариваемая сделка привела бы к умалению имущественной массы продавца, она негативно сказалась бы и на стоимости доли в уставном капитале, принадлежащей супругу должника, и, как следствие, на размере конкурсной массы самого должника.

Суд первой инстанции подробно исследовал обстоятельства дела и установил, что имущество по оспариваемому договору купли-продажи отчуждено с занижением стоимости приблизительно в 10 раз, а супруг должника является директором продавца и его соучредителем вместе со своим братом, а в покупателе он является генеральным директором и единственным участником.

Помимо этого, суд первой инстанции принял во внимание и то обстоятельство, что на момент совершения сделки не только должник, но и её супруг отвечали признакам недостаточности имущества. В деле о банкротстве должника принимает участие финансовый управляющий её супруга, который поддерживает требования о признании сделки недействительной.

С учётом всей совокупности описанных обстоятельств суд пришёл к правильным выводам о том, что сделка заключена с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов должника, а договор купли-продажи отвечает признакам подозрительной сделки (п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве), а также сделки, совершённой со злоупотреблением правом (ст.ст. 10 и 168 ГК РФ).

На наш взгляд, есть основания полагать, что Верховный Суд РФ займёт позицию суда первой инстанции в настоящем деле и отменит акты апелляции и кассации.

Читать статью полностью.